?

Log in

No account? Create an account
kovil

Ne garde pas sur toi ce qui ne blesse pas le bon sens

Жизнь измеряется не количеством выдохов\вдохов, а числом моментов, когда от счастья замирает дыхание

Previous Entry Share Flag Next Entry
История Дальнего Востока
kovil
raen_j
Нашла интересное мнение о освоении ДВ

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

До революции учебники для военных училищ России начинались следующим предисловием: Россия - это военное государство, и поэтому вся экономика страны работает на армию и сосредоточивает усилия в первую очередь на решение военных задач. Милитаризм России имеет старые исторические корни.
Начиная с ХIII века, времени монголо-татарского нашествия, Русь, а затем Россия постепенно становится государством военизированным. Ведение постоянных войн, сначала оборонительных, а потом наступательных, приводит к милитаризации всех сторон жизни русского общества. Закономерная форма государственного устройства в этом случае абсолютная монархия, установившаяся в России в период правления Ивана Грозного (ХVI век). Абсолютная монархия идеально соответствовала идее военного государства, суть которого вкратце такова: царь-командир отдает приказы, а граждане-солдаты выполняют их. Военный дух пронизал Россию сверху донизу.(--хм, а вот у Ключевского все совсем не так..)

Следующий шаг развития подобного государства, как учит история, это - зарождение империи. Ведение войн и расширение границ приводит к захвату и включению в состав страны чужих народов с непохожей культурой и разным вероисповеданием. Рождение Российской империи началось при Иване Грозном и закончилось при Петре I. Далее происходило естественное расширение границ государства, ибо любая империя живет, пока расширяется. Как только она перестает расти и пытается проводить мирную политику, она погибает.
Образование такого уникального организма, как Российская империя, началось с проникновения русских в Сибирь и на Дальний Восток, на чем мы и хотим заострить свое внимание.
Кстати, вы никогда не задумывались о странности словосочетания "Русский Дальний Восток"? Ну ладно Русский Восток, но как ДАЛЬНИЙ Восток стал-то русским?
На этот счет существует несколько версий. Одна из них, байка, придуманная советскими историками лет сорок назад, гласит о том, что Сибирь и Дальний Восток освоил русский крестьянин. Он якобы распахал эти "ничейные" земли и засеял их разными разностями.
(--Не совсем точно. Сюда ушли староверы. До сих пор в районе Красного Яра есть затерянные деревни)
Правда, мотив подобных действий опускался и на кой сдалась русскому крестьянину суровая Сибирь, не объяснялось. По поводу Дальнего Востока вообще старались молчать, потому что первые крестьяне, например, в Приморье появились лишь в 80-е годы прошлого века. Что же происходило здесь на самом деле?
Более правдоподобно звучит версия, принятая в дореволюционной исторической литературе. "Сибирь завоевал соболь" - эта расхожая фраза точна, но не объясняет все стопроцентно. Конечно, впереди шли русские конкистадоры - искатели приключений и охотники за богатством. Но были и другие специфические для русского фронтира моменты.

В частности, подобно испанским конкистадорам, русские искали свое Эльдорадо. Правда, у нас оно называлось "Беловодское царство" и имело свои особенности. Если испанско-американское Эльдорадо - это страна, где все купаются в золоте и не имеют проблем, потому что богаты, то мечта русских о Беловодском царстве основывалась на несколько иных ценностях. Бродяги и скитальцы, отправляющиеся на восток, верили, что в этой мифической стране царят добро и справедливость, равенство и братство, нет болезней, все живут счастливо и трудятся на общее благо (этакая идея ранне-русского коммунизма). Находилось Беловодское царство, по мнению его искателей, где-то возле Китая.
Те, кто мечтал найти Беловодское царство, упорно продвигались на восток, невзирая на лишения и естественные преграды. Их не останавливало даже то, что православные священники, доходившие до крайне восточных пределов, пугали первопроходцев ужасами конца света. Конец света они трактовали в прямом смысле: там, где кончается земля, говорили они, земная твердь смыкается с твердью небесной, а океан с ревом низвергается в мрачную бездну преисподней. Но эти предсказания останавливали немногих.
Правда, и верящих в Беловодское царство было не так уж много. Основная масса русских первопроходцев, как и испанцы в Южной Америке, англичане в Северной Америке и разношерстная европейская публика в Африке, была одержима жаждой обогащения. Для них слово "восток" ассоциировалось со сказочными богатствами, и они шли вперед, несмотря ни на какие препятствия.
В XVI-XVII веках на бескрайних просторах Сибири разыгралась драма, подобная той, что происходила чуть раньше на Американском континенте с участием Кортеса и Писсарро. Только у нас в роли золота выступал не благородный металл, а пушнина, или, как ее тогда называли, "мягкая рухлядь". Обладание мехами сразу делало человека богатым, и особенно отчаянные головы отправлялись на поиски счастья в Сибирь.
Пальму первенства здесь держали казаки. Первым русским Кортесом был известный всем Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. В 1581 году он начал свой поход в Сибирь - так называлось государство, лежащее по восточную сторону Уральского хребта. С очень небольшим отрядом он разгромил армию хана Кучума и положил начало русским завоеваниям в Сибири - так стали называть всю территорию восточнее Урала. После Ермака, погибшего в боях за удержание завоеванных им земель, были не менее известные личности: Иван Москвитин, Василий Поярков, Ерофей Павлович Хабаров. Все они были казаками, т.е. людьми без определенных занятий, искателями приключений. Их, правда, пытались брать на государственную службу, но это кончалось не особенно хорошо. В частности, это относится к Хабарову. В 1655 году его даже выслали из Сибири за злоупотребления, которые он допустил: прикрываясь именем царя, Хабаров собирал с местных народов дань мехами, которые просто-напросто присваивал себе, отчисляя в государственную казну незначительную часть. Справедливости ради надо отметить, что вместе с "предпринимательской" сметкой Хабаров великолепно владел воинским искусством, ведь именно он выиграл первый бой с пограничными отрядами Китайской империи в 1652 году. При этом численность китайцев превосходила его отряд в несколько раз. К сожалению, с удалением Хабарова из Сибири не нашлось ему достойного заместителя (Хабаров был командиром всех казачьих отрядов в Сибири). На его место был поставлен слабовольный и нерешительный Онуфрий Степанов, который погиб вместе со всем своим войском в стычках с китайцами в 1658 году на Амуре.
Переходим к интересующему нас XIX веку, а именно к дате, которая является ключевой в рождении Русского Дальнего Востока.
16 мая 1998 года исполняется 140 лет Айгуньскому договору, второму в истории договору между Россией и Китаем по вопросу пограничного разграничения. Первый был подписан в 1689 году, в самом старом городе Забайкалья Нерчинске, после того как казаки проиграли войну с Китаем. По этому договору русским запрещалось появляться восточнее озера Байкал и все Приамурье объявлялось китайской территорией. Такое положение сохранялось 170 лет, пока Китай не стал уступать России в экономическом и военном отношении.
В середине XIX века появилась возможность не соблюдать Нерчинский договор и пересмотреть его статьи. Что и было сделано. Айгуньский договор 1858 года изменил ситуацию. Благодаря этому договору, Россия стала крупнейшей страной в мире и приобрела территорию, которая называется "Русский Дальний Восток". Постепенно, живя на бывшей китайской территории, русские стали забывать о том, что когда-то эта земля была китайской. Для того чтобы это забылось окончательно, в 1937 году силами НКВД китайцы поголовно были выселены с территории Приморского края. (--земля не была китайской,земля принадлежала джурдженям)
Правда, остались названия. Китайские названия рек, городов, улиц и других географических и прочих пунктов. Тогда, уже в 1972 году, попытались еще раз провести декитаизацию Приморья, теперь уже на уровне полного стирания исторической памяти. Переименовали сотни китайских названий рек, озер, гор и т. д. На карте вместо Суйфуна появилась река Раздольная, вместо Имана - город Дальнереченск, а вместо Сучана - Партизанск. Но народ почему-то как называл все эти Майхэ, Лефу и Лянчихэ китайскими именами, так и называет до сих пор. Русские же названия прижились лишь на карте.
Подлинная история возникновения Русского Дальнего Востока долгое время скрывалась из-за ложного понимания государственной конъюнктуры. Мы не могли в полной мере гордиться деяниями своих предков, трудами которых была создана крупнейшая в мире империя, занимающая в период своего наивысшего могущества 1/5 Земного Шара.
Сергей Чесунов

Интересная точка зрения. Знаю, что Беловодье искали еще и на Алтае, причем как раз староверы.



  • 1
Удачи :)
Среди эмигрантов -нелегалов - да, наблюдается клановость,
но среди тех, кто относится к 2-му, 3-му поколениям -нет. Но это специфика ДВ. У нас много и "русских азиатов" - якуты, буряты. Да и многие корейцы живут здесь еще с царских времен. Так что мы привыкли. Основное различие между приезжими и местными - имена и акцент.

Спасибо! О Беловодье слышала. У нас было 3 империи; Мы, Америка и Индия. Империи разваливаются! Нет героев как выясняется. Те же Разин, Пугачёв, народовольцы, террирорсты, революционеры, всякие партии. Война была двигателем прогресса ( вкладывание средств) рабочие места. Под эгидой защиты, мы сами нападаем( Финляндия - позор) Сами способствовали Гитлеру( нет оправдания)Поддерживаем дурацкие режимы в ущерб своему народу. Даём в долг без воврата.Позволяем расстроить нашу экономику. Люди смотрят на запад и готовы слинять при сопутствующих обстоятельствах. Я их не осуждаю, но не жалею, что не уехала. Дырки везде одинаковы, а тут хоть язык знаешь. Это существенно.Воровать, если умеешь, здесь безнаказанно! Мало того ты ещё станешь уважаемым человеком и будешь меценатом.

Еще монголы..У Гумилева интересно о них написано. Зачитывалась в свое время.
про нашу историю вычитала у langobard:

"Революция началась в мозгу монаха", - сказал Карл Маркс про Реформацию, имея ввиду мозг Мартина Лютера. И мы можем только догадываться, чего стоило ему, человеку, желавшему видеть в истории только движение "коллективных масс", решиться на такую абсолютно экзистенциалистскую фразу.
Не надо быть профессиональным историком, чтобы представить себе значение реформ Петра I для России и Российской истории. Мы жили бы в другой стране, если бы Петр умер молодым, если бы правил-таки его брат Иван или сестренка Софья, если бы четыре основные страсти, двигавшие Петром - страсть к "войнушке", страсть к технике, страсть к женщинам и страсть к пьянству - расположились бы в его натуре в обратном порядке. Можно сколько угодно рассказывать сказки про "объективные исторические предпосылки", но страна была поставлена на дыбы (как выразился Бердяев) волей одного человека - не просто холерического, а в общем-то безумного (этим Петровская революция отличается от 1917 года, на который Россия была обречена - причем, в особой мере самими Петровскими реформами).

А вообще интересно, можно ли у нас не воруя, обеспечить себе высокий уровень дохода?
я не говорю о среднем классе, (ибо чтобы иметь нормальную сумму в месяц, помимо оплаты кредита за квартиру, помощи бабушкам-дедушкам, рабочий день у меня может быть и 18 и 20 часов.. - но выше определенного потолка не прыгнешь)

Клановость

Это неплохо для выживания в среде. Жаль, что россияне разобщены!
Вы непроизвольно можете знать много языков! Можете путешествовать в те страны! Удачи вам.

  • 1